joomla 1.6

Заметка о практике в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша.

Заметка о практике студентов третьего курса, проходившей некоторое время назад, вряд ли может вызвать широкий интерес. Все полны собственными воспоминаниями, потому как двухдневная экскурсия в потенциальное будущее – мероприятие занятное и было просто обречено сопровождаться любопытством и вниманием. Выбор места проведения практики являлся, судя по всему, прерогативой каждой конкретной кафедры. По этой причине, сферы деятельности, предлагаемые для ознакомления, не совпадали у всех групп. В одном из таких «отколовшихся» подразделений факультета и оказался автор заметки, целью которой является попытка поделиться увиденным и сравнить полученные впечатления.

Наша кафедра информационных компьютерных технологий решила предоставить своим воспитанникам возможность окунуться в среду математиков-программистов и отправила на курс ознакомительных лекций в Институт прикладной математики имени Мстислава Всеволодовича Келдыша.

Путь к локации (ИМП находится у противоположной от РХТУ оконечности Миусского парка), был подобен следованию к источнику света, сквозящего вверх из-за возвышающихся преград. Именно так воспринималось, автором, во всяком случае, величие института Академии наук, работники которого занимаются такой задачей, например, как моделирование будущего. Праздник космонавтики, выпавший на второй день пребывания в ИПМ, дополнил пространственный образ ярким временным мазком. По заверениям лекторов этот день обязан своим рождением аудитории, в которой они нам читали лекции. Именно в ней обсуждались важнейшие вопросы предстоящего прорыва в космос, выступали Келдыш и Королёв.

Позволю себе предположение о том, что подобная моральная подготовка была крайне желательна. Перенося студента в состояние некой завороженной робости, она позволяла воспринимать объёмную и не всегда знакомую информацию не как нечто обязательное для усвоения ( такой подход мог легко оказаться безнадёжным и неудачи портили бы настроение ), а как максимально упрощённый срез передовых направлений исследований в наиболее близких нашей специальности областях, демонстрирующий уровень развития современной науки.

Такой могла оказаться лекция заведующего вычислительным отделом ИПМ Левченко Вадима Дмитриевича, намеревавшегося поведать нам об алгоритмах эффективных высокопроизводительных вычислений и о своей собственной разработке – локально-рекурсивном нелокально-асинхронном алгоритме. Примечательно, что в программном виде реализовать этот алгоритм удалось только ему. Однако, уйдя от попытки объяснения заоблачных по своей трудности схем студентам-третьекурсникам, он ограничился примерами успешных применений его алгоритма. В частности, рассказал о том, что удалось сократить время расчётов одной из задач с месяца, до одного дня. Стоит отметить, что другой лектор, Иванов Антон Валерьевич, всё же распространился в некоторой степени о сути алгоритма, но своим откровением лишь обозначил тот самый уровень, о котором говорилось выше.

Самой важной, на взгляд автора, была лекция профессора Малинецкого Георгия Геннадьевича, повествовавшего о синергетике и проектировании будущего. Это была яркая научно-популярная лекция о необходимости строго соотнесения политики государства с математическими моделями и научными прогнозами. Рассказ вёлся и о главных технологиях, обеспечивающих суверенитет ( таких как космические технологии, ядерное оружие, надежные шифры, проектирование будущего, высокие гуманитарные технологии, технологии сборки и уничтожения субъектов ), о математическом моделировании исторических процессов, о моделировании геополитических процессов. Наполненная массой исторических, научных и «житейских» примеров и закономерных логических следствий это была патриотическая речь о развитии России. Смыслы, ценности, проект будущего, отношения, образование, технологии - вот перечень задач, реализация которых необходима для того, чтобы удержать Россию. Таким выводом завершил своё выступление Георгий Геннадьевич Малинецкий. Он подарил ребятам по книге на соответствующую тему и удалился под восторженные взгляды студентов.

Была ещё лекция о теории самоорганизованной критичности - науке о сложности и о введении в задачи вычислительной нанотехнологии, но в памяти сохранились лишь отрывок первой лекции, в котором шла речь о клеточном автомате, моделирующем сход лавины, и часть второй лекции со схемой устройства сканирующего зондового микроскопа.

practika
На фото студенты группы КС-30 после прохождения практики в Институт прикладной математики им.М.В.Келдыша

Моросил дождь, а мы уходили из Института прикладной математики, унося с собой целый пласт воспоминаний об уникальном общении с передовыми учёными Российской науки и восторг от присутствия в месте, где на протяжении уже полутора веков концентрируется физико-математическая мысль России!

Автор - Проходской Федор, студент группы КС-30

весна 2011 года.

Нравится? Расскажи друзьям!

Официальный сайт РХТУ им. Д.И. Менделеева
muctr.ru
Учебный портал РХТУ им. Д.И. Менделеева
moodle.muctr.ru
Факультет Информационных Технологий и Управления
www.muctr.ru/fitu
Министерство Образования и науки Российской Федерации
mon.gov.ru
Joomla inotur picma